Период поездки: 03.07.2010-05.07.2010
Предисловие
Цель экспедиции - проехать на подготовленных внедорожных автомобилях по тракту на заброшенном участке от г. Большие Уки до г. Викулово.
Московско-Сибирский тракт, связавший Москву с городами Сибири, сложился в середине XVIII века и потерял значение в связи с постройкой Транссибирской магистрали в начале ХХ века. на карте 1865 года этот тракт чётко виден. Тракт заброшен и не используется на участке от села Форпост до села Ачимово. Этот участок около 60 км.
1-день
Утром в 07:30 выдвинулись в путь. Знакомой дорогой добрались до Тюкалинска. Далее до Бульших Уков дорога очень разбита. Немного лучше в Большеуковском районе, но разбита. За Большими Уками через 5 км началась грунтовка, состояние нормальное (лучше чем разбитый асфальт). Возле деревни Становка появились сделанные под старину верстовые столбы и информационные вывески. В селе Форпост дорога проходит возле музея, но в выходные он закрыт. Сразу за селом вдоль реки Большой Аёв дорога чуть наезжена, только местные рыбаки на мотоциклах проезжают иногда. Через 6 км дорога кончилась, только поле с травой по пояс впереди. Направление старого тракта по просекам немного видно. Чтобы не напороться на что-нибудь штурман шёл впереди или ехал сидя впереди на капоте. Периодически под колёсами какие-то канавы, колеи и бугры, но сухо и без проблем постепенно доехали до реки Большой Аёв. Старинный мост развалился основательно. Своими останками мост образовал плотину, что очень помогло, т.к. до моста река широка, а за плотиной есть узкие места. Берега далеко от реки топике, видимо, ещё после весеннего паводка. Глубина 0,7 метра, но дно как и берега мягкое. Рядом только хилые кусты и ничего более, за чтобы можно залебедиться. Чтобы не испытывать судьбу потратили немного времени и соорудили свой мостик из брёвен и сэнд-траков. За рекой совсем чистое поле, никакого намёка на дорогу. Только полагаясь навигатору двинулись дальше. Не проехав и километра упёрлись в болота. Пешком обошли окресности, нашли старое направление тракта. Но оно в камыше высотой чуть выше человеческого роста. Под ногами вода, местами топко. Старая дорога то тонет в болото на участке 40-50 метров, то вынернет на 20-30 метров, и так на протяжении около 500 метров. По дороге только кусты встречаются. Дальше заросшее всё, но суше. Обходы поискали, ещё больше болот нашли. Начался дождь. Экипаж отказывался заезжать в болота, ведь впереди ещё, как минимум, 45 км безлюдных и неизвестных мест, куда, если что, сложно будет пробраться нам на помощь. Двинулись в обратный путь. Дождь залил всё основательно. Только позно вечером за Большими Уками на повороте к Листвягам дождь прекратился. Остановились на начёвку в 21:45 на реке Крутиха.
2-день
Утром солнечно. Немного подсушив вещи в 10:15 двинулись на Листвяги, чтобы разведать дорогу на Усть-Таву и далее через болота на Катай. Грунтовая дорога не то чтобы глина, а какой-то ил болотный. После вчерашнего дождя ехать было сложно, таскало автомобиль жутко, арки все грязью забило. Один раз всётаки доехали до придорожной канавы. С помощью лебёдки выскочили и в Листвяги заехали в 11:20. Проезжая по селу встретили охотника-рыболова, у которого во дворе стоял Трекол (вездеход на колёсах низкого давления). Зная окресности, он посмеялся над нашими планами. С его слов: болота от Усть-Тавы непроходимы - раньше зимник там был, но провалился уже в болото. Как вариант, мы уж думали в Усть-Ишим выйти по автозимнику, который зимой работает, но оказалось, что он пролегает прямо по топи и проезжий только в морозы. От Листвяг до Усть-Тавы оставалось около 12 км, решили хоть туда разведать дорогу. Проехали, но дорога проезжая нормальному транспорту только зимой, напоминает по состоянию дорогу на Крест (на Кулай). Следы зимника на Усть-Ишим уходят севернее не доезжая деревни Усть-Тава около 1 км. Сама деревня уже лет 15 как нежилая. Только избушка для охотников и рядом какая-то вышка. Мы не знаем назначения этой вышки, но для себя решили, что это лучшее место в окресностях, ведь на высоте не оказалось мошек и оводов - можно спокойно посидеть и даже позагарать. Дальше деревни никаких следов. С трудом нашли останки развалившегося старого моста. Без моста, чтобы перебраться на другой берег надо много времени потратить и мы, поверив охотнику, что дальше болота, двинулись в обратный путь. Погода совсем улучшилась, двигались хорошо. Приняли решение ехать в объезд через Тевриз и Усть-Ишим на Викулово, чтобы с запада проверить состояние Московско-Сибирского тракта. Мысли были такие, что если со стороны Викулово сможем проехать достаточно далеко вглубь болот и до места разведки с востока (со стороны Форпоста) останется несколько километров, то можно смелее попробовать преодолеть болота, встреченные нами вчера. Дороги подсохли, быстро доехали до Тевриза, затем Усть-Ишим. Остановились ночевать на реке Ишим в 20:00.
3-день
Ночью погода резко поменялась, штормовой ветер и дождь. Утром выдвинулись в 10:00. Грунтовая дорога на Викулово раскисла, опять таскает автомобиль. До села Каргалы плохая грунтовка, дальше шебёнкой отсыпано. На подъезде к Викулово асфальт. В 12:35 были в Викулово, дождь закончился, заправились и двинулись на Озёрное. Дорога отличная, асфальтированная почти до крайней деревни Ачимово. За деревней дорога кончилась совсем, т.е. непонятно куда ехать и где тут раньше был Московско-Сибирский тракт. По навигатору потыкались и вышли на нужное направление. Местами старые следы от трактора проглядываются, видимо, местные куда-то выезжают. До реки Боярка встретилось несколько заболоченных ручейков, но пока ещё гать не провалалась. На самой реке нефтепроводная труба лежит и переправа отсыпана. Несколько бревнышек подложили и прошли. На месте брошенной деревни Малиновка ничего нет, только кладбище в ближайшем лесу. Тракторные следы в деревни пропали совсем. Дальше идём только по навигатору. Добрались до примыкания угла Омской области. Начался высокий камыш, тракт стал отчётливо прощупываться, т.к. это отсыпка по гати шириной 4-5 метров, а по бокам болотина, хороших деревьев для лебёдки местами нет. Осторожно, пытаясь не провалиться в болото, проехали несколько километров и упёрлись в открытую воду. Какой-то болотный ручей шириной около 5 метров поперёк тракта. Глубоко дна нет, слева и справа безымянный ручей в болоте теряется. Когда-то переправа основательная была тут, но сгнила совсем, провалилась и остатки кустами поросли. Вот и всё, приехали! Пешком на тот берег не смогли перебраться, но видно, что дальше всё также теряестя тракт в камыше. До разведанного нами с востока участка тракта оставалось по прямой около 23 километров. На более-менее сухом месте развернулись и поехали обратной дорогой.
Резюме
Московско-Сибирский тракт тонет в болотах. Судя по топографическим картам и спутниковым снимкам до основного болота мы не добрались и получается, что препятствия, которые мы встретили, это только "цветочки", а дальше ещё ждут "ягодки". Возможно, что полностью пройти на внедорожниках заболоченный участок можно, но необходима команда, как минимум из трёх экипажей, чтобы можно было строить мосты и вытаскивать провалившиеся автомобили.
Фотографии
Комментарии
Р? мею неудержимое желание участвовать
в прошлые выходные маршрут прошли на квадроциклах!
В прошлом году прошли маршрут на квадроциклах. Фотографировать там нечего, кругом только болота. Все сооружения давно сравнены с землёй, никаких останков...