В период с 18 по 26 февраля 2012 г. осуществлена экспедиция на снегоходах по маршруту Сургут-Омск. Поход осуществили семь человек на семи снегоходах. Участники преодолели тысячю километров. На участке протяжённостью 400 километров от посёлка Угут (ХМАО) до села Атирка (Омская область) отсутствуют цивилизованные жилые населённые пункты. Здесь полностью автономный маршрут - весь запас топлива, провизии, зимние палатки снегоходы везли на санях-волокушах. На пути экспедиции было более ста километров Васюганских болот.
Труднопроходимость этих мест заключается в том, что болота полностью не замерзают зимой, остаются полыньи и ручьи. Помимо заболоченных участков была глухая Сибирской тайга, где в нужном направлении возможно движение только по просекам или геологоразведочным профилям.
Маршрут Сургут-Омск уже несколько лет подготавливался. Разведана местность, частично пройдены сложные участки, определены возможные места ночёвок, была проработана схема эвакуации участников и техники в случае какого-либо чрезвычайного происшествия. Состав участников:
- Шпук Алексей (снегоход SKI-DOO Expedition 600 SDI);
- Тарасов Александр Николаевич (снегоход SKI-DOO Expedition 600 SDI);
- Адмаев Даниил (снегоход SKI-DOO Skandic WT 550F);
- Прокин Михаил (снегоход POLARIS WideTrack LX);
- Гейдерих Владимир Павлович (снегоход YAMAHA Professional);
- Сасин Александр (снегоход YAMAHA Professional);
- Некрасов Валерий (снегоход YAMAHA Professional);
- Диденко Илья (техническая поддержка, КамАЗ).
1-й день (19.02.2012)
Утром бодрый подъем. На вкусном завтраке ели плотно и всё, что было приготовлено - неизвестно когда придётся в следующий раз горячей пищей питаться. Основное снаряжение уложили и закрепили в санях и снегоходах со вчерашнего вечера. Оставалось увязать личные вещи и кое-какие продукты. Как и планировали, снарядили шесть саней-волокуш так, чтобы равномерно распределить нагрузку и в случае необходимости в каждых санях был запас по грузоподъёмности. Один из семи снегоходов оставался без саней и ему отводилась задача пробивать дорогу в целине. К выезду были готовы за сорок минут до намеченного времени старта.
Приехало местное (Сургутское) телевидение. Даниил, как один из идейных вдохновителей экспедиции и единственный участник из Сургута, долго и обстоятельно рассказывал журналистам про наши планы. Но, по-моему, телевизионщики не очень понимали, зачем нам всё это надо, и как-то с опаской поглядывали на дымящие едким двухтактным выхлопом снегоходы. Но каждому своё, и мы, в свою очередь, уже полностью были всеми мыслями где-то далеко в тайге. Дождавшись провожающих и сочувствующих, по-быстрому сфотографировались группой и выдвинулись на маршрут в 09:50 (здесь и далее время омское зимнее). За нами проследовало несколько снегоходчиков-провожающих.
Как обычно это бывает, в первый день экспедиции не всё гладко и, проехав буквально около трёх километров, обнаружили поломку дышла саней. А точнее, на дышле сорвало резьбу болта на проушине. Такого рода поломки мы предусматривали и были готовы. Всем коллективом дружно отремонтировали сани и двинулись дальше. Последующие несколько километров ещё не раз притормаживали, чтобы поправить крепление груза на санях или по какой-либо надобности. Проехали около двадцати километров, возле посёлка Каменный Мыс попили чаю с коньяком в компании провожающих Сургутян. Распрощались с местными снегоходчиками и ушли с наезженных дорожек в снежную целину.
Участок до посёлка Угут был предварительно разведан и ехали по имеющимся GPS-трекам. Кое-как упорядочилось движение, никаких лишних остановок, всё утряслось и стабильно распахивали снежные поля на пойме реки Оби. Постепенно вышли с поймы, прошли заливными лугами и двинулись по глухой тайге. Зная правильное направление, ехали по трассам нефтепровода и просекам. Снега достаточно много, но после первого снегохода, пробившего налегке дорогу, ехать остальным с санями не сложно. Иногда пересекали или выезжали на зимники нефтяников и газовиков. Ближе к реке Малый Юган вышли на тропу, укатанную Буранами местных жителей. Всё бы ничего, но тропа петляет по лесу вплотную к деревьям, и мы на наших современных снегоходах еле-еле проходили между плотными кустами, иногда как пробка шампанского проскакивали лыжи снегоходов между стволов деревьев.
Останавливались один раз пообедать, несколько раз отдохнуть на три-пять минут. Ещё один раз останавливались опять дышло снегохода подремонтировать. А в остальном планово двигались к намеченной на первый день конечной точке. Заехали в Угут уже в 16:45. На местной АЗС пополнили запасы топлива. Проехали к встречающей стороне в Угуте - Владимиру. Нас уже ждали на ужин и ночлег в тёплом и уютном хозяйском доме. Надо заметить, что между собой нам пришлось немного подискутировать на тему того, что рано ещё, и есть смысл ехать дальше. Но посовещавшись и взвесив все обстоятельства, приняли решение в первый день не напрягаться и остановиться ночевать, как и планировали, здесь в Угуте. Итого в первый день проехали 140 километров за 7 часов 20 минут.
Хозяин дома Владимир очень радушно встречал нас, стол был накрыт отменный. В такой дружеской обстановке под разговоры засиделись до позднего вечера.
2-й день (20.02.2012)
Не смотря на вчерашние посиделки и определённую тяжесть в голове, встали дружно в 06:00. Позавтракали и быстро собрались в дорогу. На маршрут вышли уже в 07:10. Часть сегодняшнего маршрута, где-то 120 км из 200 км, в сторону посёлка Тайлакова, также была предварительно разведана. Везде укатанные снегоходами дорожки, много направлений. Местные жители здесь в тайге только на буранах и перемещаются. Как правило, буранка идёт по траектории старых зимников или каких-либо просек. Никаких проблем с передвижением на снегоходах нет, только снежные волны и кочки, не дающие разогнаться с санями более 20-30 км/ч. Проехав около 20 километров от Угута, одни из саней не выдержали тряски и на очередной кочке оторвало крепление дышла. Не стали ремонтировать сани, развернули задним местом к другим саням-волокушам и привязали стяжками. Александр на мощной Ямахе и не заметил на укатанной дорожке увеличения груза, с лёгкостью потащил сдвоенные сани.
На рассвете очень холодно. Выехали на реку Большой Юган. Остановились на полчаса погреться чаем и огненной водой на заимке местного ханта. Подкрепившись, двинулись дальше. Постепенно тайга сменялась протяжёнными болотами. По-прежнему, идём укатанными следами местных снегоходов. Пару раз встретили местных хантов на Буранах с самодельными деревянными санями. Ехали они не одни, у каждого в санях сидела супруга в национальных меховых шубах. Прямо как с картинки про крайний север. Но в меру своей воспитанности, как-то не решились остановиться и сфотографировать экзотических для нас местных аборигенов. А они, в свою очередь, по-моему, были очень шокированы тем, что в этих глухих местах встретили команду белых людей на огромных ярких снегоходах, быстро несущихся куда-то на юг.
На обед остановились в 13:10 возле реки Ай-Курусъях. Там расположена заимка возле высотной радиомачты, которая когда-то функционировала. Хозяин заимки русский, очень нами заинтересовался. Тут же из леса подкатил к нам на Буране местных молодой охотник-хант. Тяжко им тут в тайге без общения с людьми, с интересом они вслушивались в каждое наше слово, попутно выкуривая одну за другой сигареты из наших запасов.
На обеденной остановке раскидали вещи из сломанных саней по другим саням, долили полные баки снегоходов. Дальнейшее движение не отличалось от утреннего, укатанным следом ехали по тайге и болотам. Для разнообразия иногда доставали ружья, но проехав несколько километров прятали, не найдя дичь. Как только убирали оружие, дичь появлялась и почти кидалась под снегоходы. По-быстрому опять расчехляли ружья, но мистика - дичь пропадала на ближайшие несколько километров пути. И так повторялось несколько раз. Увлёкшись дичью потеряли со снегохода продуктовую одну сумку, остались без чая, сахара, соли, кружек и ложек! Двое гонцов Александр и Михаил проехали в обратный путь несколько километров, но ничего не нашли. Вспомнили, что навстречу на этом участке местный житель попадался, поняли, что сумку искать бесполезно.
В остальном без приключений в 19:05 добрались до посёлка Тайлакова. В этот день прошли 196 километров за 12 часов. Районная администрация сообщила по радиоканалу местным жителям, что едут снегоходчики-путешественники. Местный предводитель Людмила Прокопьевна уже натопила печь в клубе и ждала нашего прибытия. Но за несколько минут до нашего появления приехали на двух снегоходах четверо человек из местной избирательной комиссии. Планировали они заночевать тоже в клубе, однако смутили мы их своим появлением, и они по-быстрому проведя выборы среди трёх местных жителей и двух приезжих хантов, уехали куда-то дальше. В тепле натопленной избы (клуб представлял из себя дом размером где-то 5 на 5 метров) мы сготовили ужин и прекрасно отдохнули. После ужина местные жители - два ханта (парень и девушка) и предводитель Людмила Прокопьевна попросились к нам на общение. Опять же, очень им одиноко в тайге и не хватает простого человеческого общения. Они ждали от нас каких-то рассказов, а получилось, что больше мы их пытали расспросами про местный быт. Необычно было общаться с людьми, которые абсолютно оторваны от цивилизации, и всё их мировоззрение построено совсем на других принципах и основах.
3-й день (21.02.2012)
Один из голосующих вчера хантов, объяснил нам с вечера нужное направление движения. Утром в 08:30, попрощавшись с местными жителями, выдвинулись на маршрут. По началу шли узкой накатанной между кедровых деревьев тропой. Периодически застревали между деревьями, искали объезды. Проехав около 5 километров, выехали из тайги на болота с низкорослыми соснами. Укатанный след снегохода ушёл в сторону. Но по близости много геологоразведочных профилей. По профилям уверенно двигались по снежной целине ещё около 15 километров. Потом чуть не влетели в глубокую канаву с какой-то маслянистой и незамерзающей жидкостью. Тут же обнаружились следы цивилизации - трубопроводы, буровые вышки недалеко, укатанные зимники. Это Тайлаковское нефтеносное месторождение. Проехав старыми брошенными зимниками по пухлому чистому снегу еще около 8 километров, выехали на раскатанную грузовиками и вездеходами огромную поляну. Кругом суета, факелы горят, какая-то жижа по канавам вдоль дорог, остатки металлоконструкций и т.д. Сколько глаз видит везде нефтяники и геологи. Начали в срочном порядке искать, куда бы спрятаться от всего этот бардака и насладиться нетронутой тайгой. Это оказалось сложно. Но, кое-как, вроде бы нашли какую-то старую заросшею просеку. Двинулись по ней, сначала уверенно, но потом заметно медленнее с применением бензопил и помогая друг другу протаскивать снегоходы на сложных участках. Несколько километров движения в таком ритме очень вымотали команду, хотя вначале было в удовольствие преодолевать завалы, таёжные ручьи и крутые подъемы. В итоге просека вывела нас опять к зимнику.
Уставшие, мы решили немного схалявить и двинулись вдоль укатанного автозимника. Проехали не более пяти километров и тайга постепенно прижалась вплотную к дороге. Непосредственно по зимнику ехать невозможно, так как самосвалы возят грунт и вся дорога усыпана замёрзшими глиняными комками и пылью, что неминуемо убьет подвеску снегоходов. Нашли просеку на восток, свернули. Постепенно лес расступился, выехали на болотные просторы и тут уже не придерживались просеки, а держались нужного нам направления на юг. Как только болота начали кончаться искали просеки. Петляли по старым просекам, иногда упираясь в тупик. Снега заметно меньше чем возле Сургута, где мы начали маршрут, и на просеках опасно торчат все пни и острые пики срубленных кустов. В любой момент можно было серьёзно повредить подвеску и гусеницу снегохода. Как только выскакивали на болота, двигались по целине. Постепенно приближались к намеченной цели. Сеть зимних дорог и буровых площадок Тайлаковского месторождения сменилась инфраструктурой Усть-Тегусского нефтеносного месторождения. Периодически пересекали какие-то дороги и объезжали городки нефтяников или геологов.
В 15:50 выехали на перекрёсток автозимника ТНК-BP, где нас ждал КамАЗ с запасом топлива. Занялись заправкой снегоходов и всех имеющихся ёмкостей. Потом горячий обед. Затем пришлось разделиться - четыре снегохода направились искать проезд в направлении озера Тегус-Лор, а три снегохода остались выполнить мелкий ремонт одного из снегоходов. Поиски нужного пути заняли много времени, и на реку Демьянка мы все подъехали по темноте только около 21:00. Обрыв крутой, но спуститься всегда проще. Даниил с Михаилом на снегоходах проехали не меньше 15 километров по Демьянке в поисках выезда с реки. Нашли относительно приемлемый для подъёма снегоходов берег в месте слияния с рекой Тегус. Успешно перебрались на левый берег реки Демьянка. Дальше уже предварительно в прошлые года изведенными дорогами проехали к озеру Тегус-Лор. Лагерь начали ставить в 21:40. Итого в этот день проехали 98 километров - самый малый дневной пробег за эту экспедицию, но самый продолжительный по времени - 13 часов 10 минут. Уставшие в темноте долго ставили палатки, обустраивали места для ночёвки. Ужин пришёлся по времени где-то на 23:30.
Надо отметить, что нашу экспедицию поддержал Александр Андреев на своём небольшом самолёте, по предварительно договорённости он планировал прилететь к нам на озеро Тегус-Лор. С нашей стороны нужно было разведать озеро на предмет отсутствия промоин и накатать снегоходами посадочную полосу. Александр, в свою очередь, готов был помочь в доставке чего-то крайне необходимого. Но у нас пока всё было по плану, и из обязательного ничего не требовалось с "большой земли". Но какую-то посылку из цивилизации хотелось получить, разгорелись споры, что заказать Александру. Тут разные были пожелания, от пива до поварихи, но подведя итоги, остановились на кефире, фруктах и соленьях. Созвонились с Омском, доложили, что озеро к приёму самолёта готово, заказали посылку. И счастливые от мысли, что завтра никуда ехать не надо и будем отдыхать, разошлись спать.
4-й день (22.02.2012)
Утром просыпались и вставали не спеша. Сегодня день отдыха. На завтрак Михаил накормил нас омлетом с ветчиной. Все разошлись по каким-то важным и не очень делам. Кто-то за дровами поехал, кто-то на рыбалку, а кто-то ещё поспать. Надо отметить, что рыба ловилась отменно. Окунь хватал крючок почти сразу при опускании в лунку. Наловив немного живца, поставили жерлицы. Но за весь день ни одна щука не клюнула. Потом в роли живца использовали мойву, однако тоже результата не дало. А с окунем позже ерунда какая-то получилась, к обеду хотели уху сварить, но при закипании воды рыба как-то очень странно начала выделять непонятный запах. Какой-то химический вонючий запах. При этом вода в озере чистейшая и без запаха, и при чистке окуней ничего не было замечено. Пришли к выводу, что возможно это результат нехватки кислорода в озёрной воде, других вариантов не появилось. Короче, уху доваривать мы не стали, побоялись побочных воздействий на наши организмы.
Около 12:30 прилетел самолёт. Всем коллективом встречали гостей из цивилизации. Очень обрадовал нас Александр домашними соленьями в трёхлитровых банках, ну, и фруктами с кефиром. Интересно, но в тайге без цивилизации меняются ценности.
Пока двигатель самолёта не остыл трое наших охотников залезли на места пассажиров и Александр любезно сделал облёт окрестностей на предмет поиска оленей. Быстро вернувшись, разведчики сообщили, что оленей не видели, но следов лёжек очень много, на GPS-навигаторе места засечены. Наскоро пообедав, выехали четырьмя снегоходами погонять оленей. Накрутили по окрестностям около 40 километров, но кроме следов самих оленей не нашли. Вернулись ни с чем к озеру. Чтобы как-то развлечься на льду озера устроили драг-рейсинг на снегоходах, сравнивали динамику и максимальную скорость 600-х двухтактников и монстров 1000-х четырёхтактников. Победила дружба.
Постепенно день клонился к закату. Ужинать сели рано, но засиделись надолго, говоря много тостов и обсуждая политическую обстановку в стране...
5-й день (23.02.2012)
Утром подъём в 07:00. Сборы палаток и вещей. Завтрак. И в 08:30 мы уже почти готовы выйти на маршрут. Оставалось только прикончить запас фруктов, чтобы они не помёрзли в дороге. Проводили самолёт Александра, предварительно отдолбив примёрзшие ко льду озера лыжи самолёта. Начали движение.
На сегодняшний день путь по Васюганским болотам разведан в прошлом году и идём по GPS-треку. Но очень легко идти, снега крайне мало, и болота замёрзли основательно. А в прошлые года здесь чрезмерно тяжело и опасно было передвигаться. Болота частично не замерзали всю зиму и иногда снегоходы проваливались в рыжую болотную жижу. А в этом году без проблем можно передвигаться практически везде по болотам. Не спеша двигались, иногда останавливались отдышаться. Без приключений проехали от озера Тегус-Лор около 70 километров и выехали на зимник ОАО "Сургутнефтегаз". Тут нас второй раз ждал КамАЗ для дозаправки ГСМ и на случай аварийной эвакуации какого-либо снегохода после сложного участка на болотах. И помощь понадобилась. Отсутствие снега на болотах с одной стороны хорошо, но с другой стороны всё болотные замёрзшие кочки на поверхности. Вот и досталось где-то снегоходу Polaris: оборвали шток центрального амортизатора, потеряли упорные ролики торсионов и двое катков. Приняли решение не ремонтировать в полевых условиях технику, загрузили снегоход в прицеп КамАЗа и подготовили к отправке в Омск. Также в КамАЗе оставили трое саней с палатками, печками и кое-какими вещами, ведь дальше уже всё знакомо и цивилизация уже скоро, через каких-то 160 километров.
Время чуть за полдень. Успешно и легко пройденные болота дали повод увеличить плановый дневной пробег. Решено исключить одну ночёвку в зимовье и идти на Тару, в цивилизацию. Заправили снегоходы, пообедали и двинулись в путь. С зимника свернули на старую просеку. Интересной заброшенной дорогой шли около 25 километров. Кое-где обходили завалы, пилили, прыгали в обрывистые таёжные ручьи. Но в целом без приключений проехали к нежилой деревне Быстрое. А там, ввиду малого снега, уже все дорожки укатаны УАЗами Тарских рыбаков. Куда не поедешь, везде следы автомобилей. Напрягает ехать по автомобильной колее, никакого удовольствия. Добрались до нежилого села Князевка. Дальше укатанная лесовозная дорога. Был разведанный путик по тайге от реки Шиш, но как-то все устали, и в преддверии наступления темноты решено было схалявить и проехать часть пути вдоль дороги, хотя кое-где срезали по лесу или лугу. На скользкой укатанной дороге занесло снегоход, развернув на 360 градусов и сломали дышло саней-волокуш. Пришлось привязывать сани в сцепку к другим саням и опять Александр выступил в роли тягача. А по спутниковому телефону связались с нашим КамАЗом и дали установку заехать на базу, где будем ночевать, чтобы поменять сломанные сани.
Постепенно выехали к реке Иртыш, стемнело. Но мы встали на разведанный ранее путь и по GPS-треку поехали в сторону цивилизации. Около 25 километров с форсированием оврагов и приток Иртыша прошли проверенным путём быстро, а если бы не разведка местности, то в темноте этот путь показался бы нам уставшим вечностью. На базу "Лесная поляна", где нас ждали, мы прибыли в 20:10. В этот день мы проехали самое большое за экспедицию расстояние в 212 километров, за 11,5 часов.
Самое приятное, что было на базе - это сауна! Все с удовольствием погрелись и отмылись после пятидневного похода. Потом отмечание 23 февраля!
Команда на озере Тегус-Лор |
На бескрайних болотах |
На бескрайних болотах |
На бескрайних болотах |
Встреча с техподдержкой |
6-й день (24.02.2012)
Утром подъём в 07:00. Завтрак в столовой на базе и выезд в 08:00. Полями и лугами объехали город Тару и подъехали на АЗС для заправки снегоходов. Местные автомобилисты немедленно окружили нас с расспросами кто мы и откуда. Все были крайне удивлены те, что мы приехали по болотам из Сургута.
Отъехав от заправки, двинулись в направлении реки Иртыш. Пересекли реку без приключений и, постепенно отдаляясь от Иртыша, въехали в сосновый бор. Участок от Тары до озера Шайтан разведан и есть GPS-трек, но это было на джипах. На снегоходах решили максимально спрямлять маршрут. Но всегда это получалось, тайга плотная, много обрывистых ручьёв. Несколько раз в тупиковые старые вырубки заехали. Но в целом нужное нам направление держали нормально и неплохо двигались. Недалеко от деревни Машканка чуть не утопили снегоход. Подъехали к небольшой речушке Зимовная, шириной всего-то около 3 метров, нашёл вроде бы не очень обрывистый берег и уже собрался нажать газ, чтобы перескочить реку, как меня остановил Владимир Павлович. Как оказалось, зацепил я где-то снегоходом кусок проволоки, норовящей намотаться на гусеницу снегохода. Но это знак! Пока я распутывал проволоку, Александр решил все-таки проверить лёд на реке. Как только он прошёл к противоположному берегу, лёд по всей площади реки обрушился. Александр успел проворно выбраться на берег, не набрав воды в сапоги. Видимо, уровень воды упал и образовалось пустота, поэтому и достаточно толстый лёд был в напряжённом состоянии. Ну, а там глубина достаточная, чтобы утопить снегоход.
Переезжали реку по мосту в деревне. Далее не спеша тайгой без приключений проехали к деревне Инцисс и выехали на озеро Шайтан. Это какое-то энергетическое место, тут летом паломничество верующих, но зимой никого. Пообедав и отдохнув, продолжили движение. Пересекли реку Тара, далее несколько оврагов для забавы и знакомыми дорожками по Артынскому бору приехали к гостиному двору "Ермак" в 17:20. Итого проехали 155 километров за 9 часов.
Вечером совсем полное расслабление. Горячий душ, приятный ресторан: Получился отличный заключительный ужин в нашей экспедиции.
Дорога по тайге |
Лёд обрушился на реке |
На озере Шайтан |
На озере Шайтан |
Над поймой Иртыша |
Не вытянул из оврага |
Буксировка двойной тягой |
7-й день (25.02.2012)
В этот день уже хотелось домой. Никаких приключений не нужно было, только бы проехать оставшийся знакомый участок. Выехали в 07:45. Овраги собирать не стали и ушли подальше от реки Иртыш. Но кое-какие овраги очень протяженные, и пришлось их преодолевать. Но без особых задержек форсировали препятствия. В остальном местность вокруг поля и луга. Тут мы ехали со скоростью около 70 км/ч. По пути погоняли рыжих лис. В селе Алексеевское на АЗС крайний раз заправили наши снегоходы и достаточно быстро двигались дальше. Снега очень мало и постоянно подвеска снегохода принимала на себя серьёзные удары, но всё обошлось. На подходе к селу Крутая Горка, спустились на реку Иртыш и крайние 20 километров пути проехали по льду реки. В 13:45 были в Красноярке - плановая точка завершения маршрута. Итого в этот день проехали 179 км за 6 часов.
Резюме
Маршрут Сургут-Омск получился далеко не лёгким, но и не таким сложным, как мы предполагали. Отсутствие снега на болотах значительно облегчило прохождение Васюганских болот. Основные неисправности были по дышлам саней-волокуш. Непосредственно пластиковые сани выдержали тысячекилометрового пути . Что касается коллектива, то команда работала слаженно и дисциплинированно, все возникающие проблемы решались быстро и чётко.
Карта маршрута
Комментарии
все участники дома, живы и здоровы. :)
сплочёная команда выдержала все трудности!
общ ий пробег составил 1046 километров. если отнять 40 км на погоню за северными оленями, то получается протяжённость маршрута 1006 км!
техника почти выдержала путешествие. критично развалился Polaris. двое саней разбили. ну, и кое-что по-мелочам.
подробности чуть позже...
Уважуха.