Период поездки: 18-22 июня 2012
Предисловие
Экспедиция на квадроциклах по Алтаю была изначально ориентирована для отдыха. Не ставили мы перед собой каких-то особых технически сложных целей. Частично маршрут был известен по пешим или автомобильным походам. Но, чтобы было интересно, и была какая-то интрига, запланировали разведку возможности проезда на квадроциклах к высокогорным озёрам Маашей и Шавлинским озёрам. В остальном рассчитывали на неспешную приятную поездку.
1-й день
Утром перед выездом погода вопреки ожиданиям отличная. Туманная облачность ушла в горы и ярко светит солнце. Настроение у всех приподнятое, но сборы почему-то затянулись. Вроде бы и не первый раз едем в экспедицию куда-либо, но долго упаковывались и увязывались. Тронулись в путь. Как только проехали крайний населённый пункт Чибит, дорога над глубоким ущельем реки Чуя пошла высоко в горы. Вокруг живописнейшие пейзажи, хочется остановиться на каждом шагу и запечатлеть всё в памяти своей и во флэш-памяти фотоаппарата. Поэтому часто останавливаемся, любуемся видами. Заодно проверяем надёжность крепления груза и провизии на квадроциклах. Видимо не зря долго собирались утром, всё надёжно держится даже при тряске на камнях. По пути видим небольшой подвесной пешеходный мостик через Чую, дальше только тропа. Спускаемся осмотреться. Крутой уклон с большими камнями на дороге, а справа край глубокого ущелья заставляют немного напрячься. Кто первый раз попадает в горы после наших равнин и болот, сначала неуютно чувствует себя на подъёмах и спусках, да на боковых уклонах. Но постепенно появляется понимание процесса и уверенность.
Дальше, поднимая облака пыли, движемся вдоль реки Чуя к месту слияния с рекой Мажой. Там есть мост пешеходный, но вполне проезжий и для квадроциклов. Неожиданный сюрприз нас ждал у моста. Какой-то местный уйгур соорудил ворота на мосту. Этот нехороший человек дежурил тут рядом в тентованном ГАЗ-66. Пытаемся выяснить, что и как. Из многочисленных слов уйгура понятно только одно - "частная собственность" и "плати деньги". Естественно никаких документов на какое-либо право собственности нет, но уйгур встал у ворот и наотрез отказался пропускать без оплаты. А цену назначил по тысячи рублей за каждый квадроцикл. Разговаривать бесполезно, абсолютное нежелание идти на разговор у местного "собственника". Естественно все вскипели, чуть до драки не дошло, но решили обойтись без криминала. Сам факт не радует, что где-то в глухой тайге кому-то за что-то надо платить деньги. Но у нас ещё и другая проблема, мы не взяли с собой этих самых денег. Ну, зачем они в тайге!? Наскребли по карманам 2500 рублей. После продолжительных переговоров за эту сумму ворота были нам открыты.
После моста через реку Чуя ранее существовавшую дорогу в долину реки Мажой завалило камнепадом после землетрясения в 2006 году. Небольшую тропу по камням проложили пешеходные туристы. По этой самой тропе мы начали подниматься. Всё выше и выше, а тропа всё уже и уже. Перекладывали камни, придерживали квадроциклы и по одному поднимались вверх. Левые колёса периодически зависали на пропастью, но все благополучно прошли сложный участок. Дальше следы старой дороги ещё видны.
Долина реки Мажой сменилась пейзажами, вместо полустепных голых холмов и скал появились многолетние лиственницы и кедры. Вдалеке, вверх по течению показались ледники. Туда нам и надо. Двигались неплохо, иногда помогая друг другу в сложных местах, где крутой уклон или огромные камни. В лесу ещё кое-где лежит нерастаявший снег. Постепенно поравнялись с мостом на реке Мажой. Но нам туда нужно будет только послезавтра, а сейчас продолжаем движение. Крутые подъёмы и спуск ближе к реке. Чуть в стороне изба местных пастухов. Старая дорога кончилась, только пешеходная тропа. Изначально придерживались тропы, но потом уклон на тропе стал критичным, горы прижимали нас к реке на левом берегу. Решено переправиться на правый берег, он положе. Штурмуем реку Мажой. Вода молочно-бирюзового цвета, мутная, не видно глубины. Поначалу с опаской движемся вброд по реке, но позже нашли нужную траекторию и уверенно переехали на противоположный берег. Как оказалось, там пологий берег - это торфяное болото. Переоценили свои силы и с разгону засадили квадроциклы в болото, вытаскивали лебёдками. Дальше уже аккуратнее двигались.
Но вот уже гора и на правом берегу прижала нас к реке. Пришлось выскочить на реку и двигаться по воде вдоль береговой линии. С подъемом постепенно камни под колёсами увеличились, двигаться сложно и опасно для техники. Дошли до слияния с рекой Карабалта. Пешком обследовали ближайшую местность и нашли возможный вариант прохождения вверх по реке Мажой (или теперь уже правильнее Машей). Пришлось опять форсировать реку и пытаться идти опять по левому берегу. Но не более чем через полкилометра скалы прижали нас к реке, а там большие перекаты. Никаких вариантов прохода квадроциклов к озерам Маашей не смогли найти. Время уже почти 18:00. Решено возвращаться чуть назад и становиться на ночлег.
Дальше, поднимая облака пыли, движемся вдоль реки Чуя к месту слияния с рекой Мажой. Там есть мост пешеходный, но вполне проезжий и для квадроциклов. Неожиданный сюрприз нас ждал у моста. Какой-то местный уйгур соорудил ворота на мосту. Этот нехороший человек дежурил тут рядом в тентованном ГАЗ-66. Пытаемся выяснить, что и как. Из многочисленных слов уйгура понятно только одно - "частная собственность" и "плати деньги". Естественно никаких документов на какое-либо право собственности нет, но уйгур встал у ворот и наотрез отказался пропускать без оплаты. А цену назначил по тысячи рублей за каждый квадроцикл. Разговаривать бесполезно, абсолютное нежелание идти на разговор у местного "собственника". Естественно все вскипели, чуть до драки не дошло, но решили обойтись без криминала. Сам факт не радует, что где-то в глухой тайге кому-то за что-то надо платить деньги. Но у нас ещё и другая проблема, мы не взяли с собой этих самых денег. Ну, зачем они в тайге!? Наскребли по карманам 2500 рублей. После продолжительных переговоров за эту сумму ворота были нам открыты.
После моста через реку Чуя ранее существовавшую дорогу в долину реки Мажой завалило камнепадом после землетрясения в 2006 году. Небольшую тропу по камням проложили пешеходные туристы. По этой самой тропе мы начали подниматься. Всё выше и выше, а тропа всё уже и уже. Перекладывали камни, придерживали квадроциклы и по одному поднимались вверх. Левые колёса периодически зависали на пропастью, но все благополучно прошли сложный участок. Дальше следы старой дороги ещё видны.
Долина реки Мажой сменилась пейзажами, вместо полустепных голых холмов и скал появились многолетние лиственницы и кедры. Вдалеке, вверх по течению показались ледники. Туда нам и надо. Двигались неплохо, иногда помогая друг другу в сложных местах, где крутой уклон или огромные камни. В лесу ещё кое-где лежит нерастаявший снег. Постепенно поравнялись с мостом на реке Мажой. Но нам туда нужно будет только послезавтра, а сейчас продолжаем движение. Крутые подъёмы и спуск ближе к реке. Чуть в стороне изба местных пастухов. Старая дорога кончилась, только пешеходная тропа. Изначально придерживались тропы, но потом уклон на тропе стал критичным, горы прижимали нас к реке на левом берегу. Решено переправиться на правый берег, он положе. Штурмуем реку Мажой. Вода молочно-бирюзового цвета, мутная, не видно глубины. Поначалу с опаской движемся вброд по реке, но позже нашли нужную траекторию и уверенно переехали на противоположный берег. Как оказалось, там пологий берег - это торфяное болото. Переоценили свои силы и с разгону засадили квадроциклы в болото, вытаскивали лебёдками. Дальше уже аккуратнее двигались.
Но вот уже гора и на правом берегу прижала нас к реке. Пришлось выскочить на реку и двигаться по воде вдоль береговой линии. С подъемом постепенно камни под колёсами увеличились, двигаться сложно и опасно для техники. Дошли до слияния с рекой Карабалта. Пешком обследовали ближайшую местность и нашли возможный вариант прохождения вверх по реке Мажой (или теперь уже правильнее Машей). Пришлось опять форсировать реку и пытаться идти опять по левому берегу. Но не более чем через полкилометра скалы прижали нас к реке, а там большие перекаты. Никаких вариантов прохода квадроциклов к озерам Маашей не смогли найти. Время уже почти 18:00. Решено возвращаться чуть назад и становиться на ночлег.
2-й день
Утром пораньше собрались пешком пройти до озера Маашей. Налегке выдвинулись с места ночёвки. Хорошая для пешего похода тропа идёт по левому берегу. Прошли то место, где вчера развернулись на квадроциклах. Ещё раз оценили возможность прохода дальше. Как оказалось, если хорошо поработать бензопилой, разбирая завалы, то можно найти нужную траекторию и проехать на квадроциклах еще около километра. Но до озера не доехать однозначно. Скалы!
Пешком мы с удовольствием дошли до озера. Вид замечательный. Впереди ледники, вокруг скалы. На небольшой площадке у озера можно поставить 2-3 палатки, но не больше. Искупались в озере, жутко холодная вода. Отдохнули и двинулись в обратный путь.
Место, где мы разбили лагерь было очень хорошим, и крайне не хотелось уезжать. Порешили, что остаёмся здесь ещё на одну ночёвку, а разведку к реке Шавла сделаем отсюда. Не было у нас задач безоговорочно рубиться в поисках дорог, а просто хотели проверить это направление на предмет будущего маршрут к Шавлинским озёрам. Выехали в 14:30. Подъём на перевал Орой очень крутой. В дождь на автомобиле не подняться. За перевалом высокогорное плато Урочище Ештыкол. Видна старая неезженая дорога. Почти везде заболоченный луг, на квадроцикле без проблем легко ехать, а на автомобиле не так всё просто было бы. Вокруг большие просторы и очаровывающие своим безмолвием пейзажи с ледниками Северо-Чуйского хребта на фоне. Возле реки Орой небольшие рощи с вековыми кедрами, а в остальном пустынно, кроме мелкой травы никакой растительности. Спуск вдоль реки Ештыкол уже по козьим тропам, дороги никакой совсем нет. Но постепенно горы сходятся, и возможности проехать на квадроциклах к реке Шавла нет. Соответственно нет возможности проехать на квадроциклах и к Шавлинским озёрам, расположенным вверх по реке Шавла.
Пешком мы с удовольствием дошли до озера. Вид замечательный. Впереди ледники, вокруг скалы. На небольшой площадке у озера можно поставить 2-3 палатки, но не больше. Искупались в озере, жутко холодная вода. Отдохнули и двинулись в обратный путь.
Место, где мы разбили лагерь было очень хорошим, и крайне не хотелось уезжать. Порешили, что остаёмся здесь ещё на одну ночёвку, а разведку к реке Шавла сделаем отсюда. Не было у нас задач безоговорочно рубиться в поисках дорог, а просто хотели проверить это направление на предмет будущего маршрут к Шавлинским озёрам. Выехали в 14:30. Подъём на перевал Орой очень крутой. В дождь на автомобиле не подняться. За перевалом высокогорное плато Урочище Ештыкол. Видна старая неезженая дорога. Почти везде заболоченный луг, на квадроцикле без проблем легко ехать, а на автомобиле не так всё просто было бы. Вокруг большие просторы и очаровывающие своим безмолвием пейзажи с ледниками Северо-Чуйского хребта на фоне. Возле реки Орой небольшие рощи с вековыми кедрами, а в остальном пустынно, кроме мелкой травы никакой растительности. Спуск вдоль реки Ештыкол уже по козьим тропам, дороги никакой совсем нет. Но постепенно горы сходятся, и возможности проехать на квадроциклах к реке Шавла нет. Соответственно нет возможности проехать на квадроциклах и к Шавлинским озёрам, расположенным вверх по реке Шавла.
3-й день
Утром собрали лагерь быстро. Выдвинулись на маршрут. Мост через реку Мажой вполне надёжный и пригодный даже для автомобиля. Но следом за мостом очень крутой подъём с промоинами. На квадроциклах мы с определённой долей экстрима, но легко поднялись вверх. За подъёмом Урочище Ештыколь со множеством озёр. Есть наезженная дорога, болот по пути практически нет. На предмет наличия форели озёра не проверяли, но вода очень прозрачная и вполне может быть рыба. По-прежнему хочется на каждом шагу останавливаться и любоваться окружающими пейзажами. Сколько глаз видит впереди высокогорное плато, изрезанное извилистой рекой и круглыми кратерами озёр, а по правую руку на четырёхтысячной высоте огромные ледники гор Актру и Куркурек.
Постепенно проехали плато и подъехали к нижнему альплагерю Актру. Как обычно, мост через реку Актру разрушен. Движемся в брод. Иногда в этом месте грузовой ГАЗ-66 смывает потоком воды, но сейчас маловодье, и легко форсируем реку. Дальше крутой, грязный и местами заболоченный подъём в горы, сложный даже для подготовленного внедорожника, но на квадроцикле всё проходится гораздо проще. Выехали в долину реки Актру. Воды действительно мало, река течёт несколькими рукавами, а иногда вся долина бывает заполнена водой, текущей бурным потоком с ледников. По долине реку приходится несколько раз переезжать вброд, квадроциклы немного сносит течением каждый раз, но не критично. Однако выше по течению на подходе к верхнему альплагерю река течёт одним полноводным руслом. Есть мhttp://off-road-omsk.ru/components/com_joomgallery/img_thumbnails/___-2012_28/2_13_p6191505_128_20120705_1996394048.jpgостик пешеходный, но не пригодный для квадроциклов. Место для брода есть, но слишком сильное бурное течение с перекатами. Решили подстраховаться, и при форсировании в этом месте реки придерживали каждый квадроцикл верёвкой, привязанной к переднему бамперу. Делали это не зря, так как при переправе течение норовило выбросить технику на перекат и перевернуть. Подтягивая верёвку, поочерёдно помогали квадроциклам придерживаться нужной траектории и выбираться на берег. После форсирования реки встали лагерем в кедровой роще за альплагерем.
Надо отметить, что здесь на Актру я был крайний раз в 2008. С тех пор очень многое изменилось. Раньше из строений была только метеорологическая станция и пару избушек в верхнем альплагере, а в остальном только палаточные стоянки. Сейчас же, добавились почти благоустроенные домики для проживания туристов, есть большие бани, даже кафе-столовая. Наверное, это хорошо, что развивается туризм и инфраструктура для отдыха, но почему-то я не порадовался этому, дикие и не обустроенные места мне больше нравятся.
Постепенно проехали плато и подъехали к нижнему альплагерю Актру. Как обычно, мост через реку Актру разрушен. Движемся в брод. Иногда в этом месте грузовой ГАЗ-66 смывает потоком воды, но сейчас маловодье, и легко форсируем реку. Дальше крутой, грязный и местами заболоченный подъём в горы, сложный даже для подготовленного внедорожника, но на квадроцикле всё проходится гораздо проще. Выехали в долину реки Актру. Воды действительно мало, река течёт несколькими рукавами, а иногда вся долина бывает заполнена водой, текущей бурным потоком с ледников. По долине реку приходится несколько раз переезжать вброд, квадроциклы немного сносит течением каждый раз, но не критично. Однако выше по течению на подходе к верхнему альплагерю река течёт одним полноводным руслом. Есть мhttp://off-road-omsk.ru/components/com_joomgallery/img_thumbnails/___-2012_28/2_13_p6191505_128_20120705_1996394048.jpgостик пешеходный, но не пригодный для квадроциклов. Место для брода есть, но слишком сильное бурное течение с перекатами. Решили подстраховаться, и при форсировании в этом месте реки придерживали каждый квадроцикл верёвкой, привязанной к переднему бамперу. Делали это не зря, так как при переправе течение норовило выбросить технику на перекат и перевернуть. Подтягивая верёвку, поочерёдно помогали квадроциклам придерживаться нужной траектории и выбираться на берег. После форсирования реки встали лагерем в кедровой роще за альплагерем.
Надо отметить, что здесь на Актру я был крайний раз в 2008. С тех пор очень многое изменилось. Раньше из строений была только метеорологическая станция и пару избушек в верхнем альплагере, а в остальном только палаточные стоянки. Сейчас же, добавились почти благоустроенные домики для проживания туристов, есть большие бани, даже кафе-столовая. Наверное, это хорошо, что развивается туризм и инфраструктура для отдыха, но почему-то я не порадовался этому, дикие и не обустроенные места мне больше нравятся.
4-й день
Всю ночь лил сильный дождь. Утром туман такой, что на расстоянии десяти метров ничего не видно. Настроение тоскливое. Ведь сегодня мы планировали пеший поход к леднику Большой Актру и к озеру Голубое, места очень красивые и впечатляющие. Постепенно туман ушёл, но тучи по-прежнему ходили на небе. Решили идти. Собрали немного провизии в рюкзаки и выдвинулись в путь. Стоило нам выйти из лагеря, как начался мелкий противный дождь. Дойдя до скал Бараньи лбы, дождь заметно усилился. Но отступать не в наших правилах, движемся дальше. Вышли на ледник, дождь немного поутих, но потянул холодный ветер. После долгого промокания под дождём этот ветерок не особенно был приятен. Поднялись к Голубому озеру. Сготовили небольшой обед. И под нескончаемым дождём попытались перекусить и немного отдохнуть. Естественно, дождь не дал возможности увидеть всех красот окружающих год. Но делать нечего, выдвинулись в обратный путь.
Внизу в лагере тоже дождь, под навесом у костра немного попробовали просушить одежду, но бесполезно. Так дождь лил и лил весь вечер и ночь.
Внизу в лагере тоже дождь, под навесом у костра немного попробовали просушить одежду, но бесполезно. Так дождь лил и лил весь вечер и ночь.
5-й день
Утром дождь прекратился. Собрали мокрые палатки и спальники и выдвинулись в обратную дорогу по долине реки Актру и далее в Курайскую степь. Без проблем знакомой уже дорогой спустились с туманных гор. Степь нас встретила солнцем. На сегодня у нас запланированный крайний участок к дому (к Акташу), и вроде бы должна быть дорога, поэтому все расслабились. Не спеша проехали село Курай, пересекли Чуйский тракт и начали подъём в горы, теперь уже Курайского хребта. Постепенно следы накатанной дороги пропали. Двигались по, так называемым местными народами, "гольцам". Т.е. лысые холмы, покрытые лишь какой-то совсем мелкой травкой. В основном пологие спуски и подъёмы. Но в одном месте проглядели и не заметили, как пологий спуск с очередного холма стал критично крутым. Первый квадроцикл уже бесполезно было пытаться возвращать назад, поэтому поддерживая втроём корму, чтобы не кувыркнуться через голову, спустили квадроцикл. Остальные провели в обход коварного места.
Дороги совсем нет, только козьи тропы. Постепенно придерживаясь лишь приемлемого для движения квадроциклов рельефа, заехали в тупиковое ущелье реки Таджилу. Пришлось чуть возвращаться и искать другой путь. Перевалили какую-то безымянную гряду холмов и попали на старые вырубки. Огромная территория была изуродована обуглившимися пнями вековых кедров. Какой-то старой просекой через вырубку и затем через останки леса выехали на безымянный перевал. Открылся замечательный вид на белки Северо-Чуйского хребта, но погода нас не радовала, было пасмурно в горах, и не смогли мы в полной мере полюбоваться красотами.
Ещё немного проехав, увидели долину реки Ярлыамры и заброшенные рудниковые разработки, где когда-то добывалась в промышленных масштабах ртуть. Нам бы спуститься к рудникам, там есть хорошая дорога к Акташу. Но склон с горы крутой. Двинулись вдоль склона наугад. И через километр нашли старую брошенную лесовозную дорогу, спускающуюся на дорогу вдоль реки. Очень крутой уклон, камни и промоины. Пришлось каждый квадроцикл спускать, придерживая сзади и по сторонам. Вдобавок дождь опять начался. Но все успешно поочерёдно спустились.
После спуска мы немного поплутали по просекам в поисках прямого пути с гор к Акташу, но не смогли найти проезда. Пришлось немного вернуться, пересечь реку Ярлыамры и окончательно проехать к рудникам. Оттуда уже накатанной хорошей дорогой быстро доехали до Акташа.
Дороги совсем нет, только козьи тропы. Постепенно придерживаясь лишь приемлемого для движения квадроциклов рельефа, заехали в тупиковое ущелье реки Таджилу. Пришлось чуть возвращаться и искать другой путь. Перевалили какую-то безымянную гряду холмов и попали на старые вырубки. Огромная территория была изуродована обуглившимися пнями вековых кедров. Какой-то старой просекой через вырубку и затем через останки леса выехали на безымянный перевал. Открылся замечательный вид на белки Северо-Чуйского хребта, но погода нас не радовала, было пасмурно в горах, и не смогли мы в полной мере полюбоваться красотами.
Ещё немного проехав, увидели долину реки Ярлыамры и заброшенные рудниковые разработки, где когда-то добывалась в промышленных масштабах ртуть. Нам бы спуститься к рудникам, там есть хорошая дорога к Акташу. Но склон с горы крутой. Двинулись вдоль склона наугад. И через километр нашли старую брошенную лесовозную дорогу, спускающуюся на дорогу вдоль реки. Очень крутой уклон, камни и промоины. Пришлось каждый квадроцикл спускать, придерживая сзади и по сторонам. Вдобавок дождь опять начался. Но все успешно поочерёдно спустились.
После спуска мы немного поплутали по просекам в поисках прямого пути с гор к Акташу, но не смогли найти проезда. Пришлось немного вернуться, пересечь реку Ярлыамры и окончательно проехать к рудникам. Оттуда уже накатанной хорошей дорогой быстро доехали до Акташа.
Резюме
До озер Маашей проехать на квадроцикле невозможно. Конечно, после того как какое-либо подобие старой дороги пропало ещё можно проехать около 4,5 километров по руслу реки, по болоту. Но ближе чем на 2 километра к озеру не подъехать, скалы прижимают к реке и почти отвесный скальный подъём.
К реке Шавла с востока по реке Ештыкол не проехать на квадрциклах. Не даёт проехать крутой уклон сходящихся у реки гор. Так что, если искать путь к Шавлинским озёрам, то где-то с севера заезжать, может быть.
К реке Шавла с востока по реке Ештыкол не проехать на квадрциклах. Не даёт проехать крутой уклон сходящихся у реки гор. Так что, если искать путь к Шавлинским озёрам, то где-то с севера заезжать, может быть.
Карта маршрута и путевые точки
Комментарии
Планир уется идти одной колонной, или разделимся на две группы?
пойдём все вместе. дневные пробеги по протяжённости небольшие, но потеряться там легко...
Алексей, СПА-СР?-БО!!!!
1. видео снятое моим сыном
2. видео снятое Алиной
3. видео снятое Алексеем (Sobcor)
Ванюшка, тебе вообще отдельный RESPECT за то как ты стойко перенес путешествие. Никогда не ожидал, что бывают такие мужественный мальчишки в столь юном возрасте! Уважаю!
на мой взгляд это неверные сведения, мост на реке Мажой слишком мощный, чтобы его смыло сейчас.
с Белого Бома на машине не проехать. на квадроцикле можно попробовать.
мост смыло. Это уже точно.
Я так понимаю там самое трудное место это золотистый местность перед Ороем?
Ну все, мы через Белый бом - Ачик проехали до Ороя и вернулись без жертв.
болотистая :)
Можно сюда вернуться и приятно вспомнить, тот недельный ДОСУГ!
Алексей , в очередной раз выражаю свою признательность за столь увлекательное путешествие!
Приятно, что мой одноклассник совершает такие реально сумасшедшие подвиги. И еще и отдыхом это называет :)
Пока сам не попробуешь, НР?КОГДА не поймешь, что это действительно отдых!
"Хороший отдых это ТАКОЙ отдых, после которого отдохнуть хочется!" как то так! :-)))
Да я сам полностью согласен с тем, что настоящий отдых - это не тогда, когда тупо где-то лежишь, а когда куда-то движешься.
Но как-то таких экстремальных видов отдыха, о которых написано выше всегда опасался.
А этот пост прямо-таки воодушевил меня.
Когда у вас следующий выезд куда-нибудь? :)
17-21 сентября. в этот раз поедем на плато Укок (см. тему - off-road-omsk.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=64&Itemid=68).