Период поездки: 06-09 мая 2012
Предисловие
После осенних поездок на озеро Черталы, когда там людей было больше чем в курортной Чернолученской зоне, очень захотелось открыть для себя новые неизведанные места. Изучали топографические карты, собирали сведения у местных аборигенов. В итоге определили целью немаленькое таёжное озеро в глуши тайги. Судя по картам, когда-то дороги геологов и охотников-промысловиков были в непосредственной близости от озера, но сейчас всё заброшено и не используется уже много лет. На пути несколько рек и ручьёв, состояние мостов неизвестно. Первоначально на разведку выехали зимой на снегоходах (см. отчёт "Таёжное озеро-2011"). В результате успешной зимней поездки определили маршрут движения и отметили для себя все возможные трудности, которые будут летом. И вот с наступлением весны спланировали разведку на озеро. Возможно, что не самое подходящее время для прокладки маршрута из-за весеннего паводка, но очень хотелось вырваться из цивилизации и, не смотря ни на какие трудности, пробиться к заветной цели. Основательно подготовились и отправились в путь...
1-й день
Всю неделю и в день выезда лил обильный дождь. Но на подъезде к Таре выглянуло солнышко, и мы были очень рады изменению погоды в лучшую сторону. Однако, размокшая грунтовка до Атирки, где мы планировали оставить автомобили, не пускала нас. С трудом пробирались по раскисшей колее, периодически отцепляя прицепы и поддёргивая автомобили буксировочным тросом или лебёдкой. Потеряли много времени на переезд из Тары в Атирку. Сгрузили и увязали квадроциклы только в 14:40. Стартовали. Дорога на знаменитую Князевку, как обычно радовала глубокими ураловскими колеями и топкими ручьями. Но не спеша и без приключений доехали до брошенного села. Погода по-прежнему солнечная. На реке Сигоза смыло мост, какие-то остатки брёвен на дне. Нашли приемлемую траекторию, где приемлемая глубина. При форсировании реки вода чуть закрывала фары квадроцикла. На крутом выходе лебедились.
Дальше дорога особых трудностей не представляла. Подъехали к реке Кыртовка. Вода в реке вышла из берегов, мост смыло весенним паводком. Кое-какие брёвна остались плавать сцепленные с опорами моста стальными тросами или проволокой. Немного подправили мост и начали проводить первый квадроцикл. Но у брёвен нет опоры и на середине расплываться начали. Чуть не утопили квадроцикл. Потратив много времени практически на руках вынесли квадроцикл на берег. Обратили внимание, что на глазах падает уровень воды в реке. Уже вечер и принято решение остаться ночевать на берегу, а уже утром в зависимости от уровня воды будем решать, как переправлять квадроциклы.
Дальше дорога особых трудностей не представляла. Подъехали к реке Кыртовка. Вода в реке вышла из берегов, мост смыло весенним паводком. Кое-какие брёвна остались плавать сцепленные с опорами моста стальными тросами или проволокой. Немного подправили мост и начали проводить первый квадроцикл. Но у брёвен нет опоры и на середине расплываться начали. Чуть не утопили квадроцикл. Потратив много времени практически на руках вынесли квадроцикл на берег. Обратили внимание, что на глазах падает уровень воды в реке. Уже вечер и принято решение остаться ночевать на берегу, а уже утром в зависимости от уровня воды будем решать, как переправлять квадроциклы.
2-й день
К утру уровень воды упал где-то на 40 сантиметров. Это значительно улучшило обстановку с переправой, так как брёвна престали плавать в круговороте бурного водяного потока, а улеглись на останки опор моста. Дружно принялись стелить настил из небольших брёвен и веток. В результате получилась крепкая и надёжная переправа для квадроциклов. Уже в 10:05 продолжили движение по маршруту.
Далее было несколько разлившихся ручьёв и большие лужи, но всё без проблем проходимо на квадроцикле. Основная очередная преграда нас ожидала на реке Кыртау. Там после дождей река тоже вышла из берегов, ну а моста там уже давно не было. Глубина большая, более двух метров, обрывистые берега. Да ещё посредине реки трактор утопленный. Единственное решение мост решили строить чуть левее по кустам. Помимо стволов деревьев использовали найденные старые доски, гвозди и стальные скобы у нас были заготовлены. Постройка переправы заняла 1 час 20 минут.
Форсировав реку двигались неплохо и в 13:00 вышли на слияние старой дороги с зимником. Обед по расписанию. Потом около 4 трудных километров по размешанному зимнику, пока не свернули на заброшенную дорогу. По проложенному зимой треку уверенно двигались. Некоторые ручьи преодолевали почти сходу, а на каких-то приходилось подстраховывать каждый квадроцикл. Глубина позволяла ехать без обустройства переправ. Но на пути были две реки, где пришлось делать мосты. Уже отлаженной технологией сооружали переправы менее чем за час. Но дальше река Тугры была очень полноводной, и по-быстрому мост уже сделать не получится. Только после падения уровня воды возможно думать о строительстве моста. Решено на этот раз форсировать реку на надувном плоту. На подготовку и переправу всех квадроциклов ушло времени 1 час 40 минут.
Дальше нас ждало 20 километров заболоченной дороги. С трудом двигались, периодически топя технику в болоте. Где это возможно, объезжали лесом сложные участки. Но без применения лебёдки не обходилось. Уставшие мы пробились к заветной цели нашего путешествия только к 21:00. С зимней поездки на месте нашей стоянки остались заготовленные дрова и костровище, возникло ощущение, что мы дома.
Далее было несколько разлившихся ручьёв и большие лужи, но всё без проблем проходимо на квадроцикле. Основная очередная преграда нас ожидала на реке Кыртау. Там после дождей река тоже вышла из берегов, ну а моста там уже давно не было. Глубина большая, более двух метров, обрывистые берега. Да ещё посредине реки трактор утопленный. Единственное решение мост решили строить чуть левее по кустам. Помимо стволов деревьев использовали найденные старые доски, гвозди и стальные скобы у нас были заготовлены. Постройка переправы заняла 1 час 20 минут.
Форсировав реку двигались неплохо и в 13:00 вышли на слияние старой дороги с зимником. Обед по расписанию. Потом около 4 трудных километров по размешанному зимнику, пока не свернули на заброшенную дорогу. По проложенному зимой треку уверенно двигались. Некоторые ручьи преодолевали почти сходу, а на каких-то приходилось подстраховывать каждый квадроцикл. Глубина позволяла ехать без обустройства переправ. Но на пути были две реки, где пришлось делать мосты. Уже отлаженной технологией сооружали переправы менее чем за час. Но дальше река Тугры была очень полноводной, и по-быстрому мост уже сделать не получится. Только после падения уровня воды возможно думать о строительстве моста. Решено на этот раз форсировать реку на надувном плоту. На подготовку и переправу всех квадроциклов ушло времени 1 час 40 минут.
Дальше нас ждало 20 километров заболоченной дороги. С трудом двигались, периодически топя технику в болоте. Где это возможно, объезжали лесом сложные участки. Но без применения лебёдки не обходилось. Уставшие мы пробились к заветной цели нашего путешествия только к 21:00. С зимней поездки на месте нашей стоянки остались заготовленные дрова и костровище, возникло ощущение, что мы дома.
3-й день
Ночью был мороз, вода замёрзла. Вечера были очень уставшие и поленились почистить привода квадроциклов от болотной травы и грязи, пришлось буквально отдалбливать смёрзшуюся массу, прежде чем начать движение.
Не смотря на холодное утро, было солнечно. Определись с планом быть на озере до обеда и после 14:00 выдвигаться в обратную дорогу. Пешком обследовали окрестности, обслужили технику, сготовили обед, отдохнули. Собрались в путь, но в течение 15 минут погода резко изменилась. Сначала сильный ветер и пасмурно, а потом резко снежная метель такая, что видимость не более 5-7 метров. Но мы выехали. Постепенно метель сменилась спокойным безветренным снегопадом, крупные хлопья снега за полчаса покрыли всё белым снежным покрывалом толщиной около 7 сантиметров. Из-за этого на болоте ничего не видно, где ехали вчера, где топь, где суша.
На реке Тугры очень слаженно переправлялись, и общее время форсирование реки составило 45 минут. Тут и снегопад закончился. Дальше уже знакомой дорогой с нами построенными мостами быстро выбрались на зимник. Относительно без приключений доехали и до Кнезевки к 20:00. Но дальше было несколько остановок из-за недостатка бензина. Сложная дорога, загруженность квадроциклов и холодная погода значительно увеличили расход топлива. Поэтому у некоторых бензин кончался и приходилось как-то переливать от друг друга. Уже думали и планировали, кому ехать за запасом топлива в автомобилях, но кое-как "на парах" благополучно добрались в Атирку.
Не смотря на холодное утро, было солнечно. Определись с планом быть на озере до обеда и после 14:00 выдвигаться в обратную дорогу. Пешком обследовали окрестности, обслужили технику, сготовили обед, отдохнули. Собрались в путь, но в течение 15 минут погода резко изменилась. Сначала сильный ветер и пасмурно, а потом резко снежная метель такая, что видимость не более 5-7 метров. Но мы выехали. Постепенно метель сменилась спокойным безветренным снегопадом, крупные хлопья снега за полчаса покрыли всё белым снежным покрывалом толщиной около 7 сантиметров. Из-за этого на болоте ничего не видно, где ехали вчера, где топь, где суша.
На реке Тугры очень слаженно переправлялись, и общее время форсирование реки составило 45 минут. Тут и снегопад закончился. Дальше уже знакомой дорогой с нами построенными мостами быстро выбрались на зимник. Относительно без приключений доехали и до Кнезевки к 20:00. Но дальше было несколько остановок из-за недостатка бензина. Сложная дорога, загруженность квадроциклов и холодная погода значительно увеличили расход топлива. Поэтому у некоторых бензин кончался и приходилось как-то переливать от друг друга. Уже думали и планировали, кому ехать за запасом топлива в автомобилях, но кое-как "на парах" благополучно добрались в Атирку.
4-й день
За время нашего отсутствия дороги заметно высохли. Без проблем на автомобилях с прицепами проехали грунтовой дорогой от Атирки до Тары. Далее до Омска колонной добрались почти без приключений.
Видео