Период поездки: 26 - 29 июня 2011
Предисловие
Дорога по западному берегу Телецкого озера многим автотуристам не даёт покоя. Маршрут Артыбаш-Балыкча давно будоражит умы любителей покорорять бездорожье. На всех картах дороги по этому маршруту есть, но нет чётких сведений в каком они состоянии. Достоверно известно лишь об одном прохождении этого маршрута в 2003 году на кроссовых мотоциклах мотоклуба "Сибирь", г. Новосибирск (смотри "Потерянная экспедиция"). В остальном полная неизвестность. Основная проблема маршрута заключается в том, что спуск долину реки Чулышман очень крутой возле Балыкчи. Там мотоциклы просто на руках и верёвках спускали. Есть ещё спуск в долину реки Чебдар, но состояние его точно нам не известно. Поэтому напрашивается вариант кольцевого маршрута, что-то типа Артыбаш-река Ачелман (напротив Балыкчи)-долина семи озёр (в верховьях рек Пыжа и Учал)-Обого-Артыбаш.
Отправиться на разведку местности собрались мы проверенным коллективом в состве семи человек на четырёх квадроциклах: BRP Can-Am 800 (Алексей, Фёдор, Илья - Омск), Polaris 700 (Андрей, Денис - Новокузнецк), Arctic Cat Mud Pro (Андрей - Новокузнецк), CFMOTO X6 (Алексей - Томск). Задача была - обследовать маршрут, оценить его сложность, в случае проходимости двигаться разумно максимально далеко. Сверх-целей не ставили, потому что много неизвестных моментов...
Отправиться на разведку местности собрались мы проверенным коллективом в состве семи человек на четырёх квадроциклах: BRP Can-Am 800 (Алексей, Фёдор, Илья - Омск), Polaris 700 (Андрей, Денис - Новокузнецк), Arctic Cat Mud Pro (Андрей - Новокузнецк), CFMOTO X6 (Алексей - Томск). Задача была - обследовать маршрут, оценить его сложность, в случае проходимости двигаться разумно максимально далеко. Сверх-целей не ставили, потому что много неизвестных моментов...
1-й день (26.06.2011)
Вчера по дороге к Телецкому озеру от Барнаула до Иогача постоянно лил обильный дождь. Иногда приходилось останавливать автомобили из-за проливного ливня и крупного града. По приезду вечером в Иогач тоже периодически лил дождь. Погода ужастная и совсем неуютная для путешествий. Но приятная встреча друзей из разных городов, вкусный шашлык и немного алкогольных напитков поддержали наш боевой дух, настроение оставалось оптимистичным и планы менять не собирались.
Утром туман, дождя нет. После бурных ночных посиделок у костра собирались долго и готовы к выезду были только в 10:00. Выглянуло солнце, небо ясное, настроение отличное! Выехали из Иогача по дороге отсыпанной щебёнкой, ям и луж много. На неровностях дорожного покрытия растряслись увязанные на квадроциклах вещи. Несколько раз останавливались и поправляли поклажу. Но где-то через 10 км всё было надёжно закреплено и двигались без остановок. После пробега в 24 км от Иогача свернули с основной дороги. Немного проехав качество дороги ухудшилось, местами размывы от поднявшихся после дождя ручьёв. Поднявшись выше к перевалу дорога отличная. Порвался ремень вариатора на квадроцикле Polaris (Андрей), заменили быстро. Движемся дальше. По сторонам от дороги попадаются лесовозные дороги, иногда техника брошенная, самих лесорубов не видели. Ниже в верховье реки Самыш у дороги большая изба и сарай, жилое место, но хозяина не было дома. Через полкилометра нашли нужный нам свёрток на восток, время - 11:25. Основная дорога по-прежнему хорошего качества уходит дальше по реке Самыш, а мы сворачиваем и тут же попадаем на бездорожье. Настроение отличное - щебёнка достала и с удовольствием движемся по размытой ручьями грунтовой дорожке, уходящей круто вверх на гору. Для квадроцикла вполне проходимая дорога, но даже на подготовленном автомобиле в сырую погоду сложно будет здесь ехать. Подъём до перевала составил по протяжённости около 1,5 км. На перевале высота 1583 м. Дальше пологий небольшой спуск и по выезду из леса необычайной красоты луга с обилием цветов всевозможных оттенков. Дорожка ровная и вполне проезжая для автомобиля. Спускаемся к реке Арча. Избушка на дороге. До этого места на подготовленном автомобиле не составит особого труда доехать. Движемся дальше. Много ручьёв стекающих по склону прямо по траве и верховой грунт напитавшись воды легко проваливается. Но твёрдое каменистое основание неглубоко и иногда чуть буксонув техника легко уверенно движется на этом участке. Постоянно переезжаем вброд реку Арча и впадающие в неё ручьи. Иногда крутые берега, но проезжие и для автомобиля с лебёдкой. Постеменно попадаются небольшие заболоченные участки, дорога местами теряется. Иногда приходится разматывать лебёдку, но в целом неплохо идём. Если ехать на автомобиле, то здесь местами придётся поработать бензопилой. Однако основное болото начинается где-то за 2 км до реки Малая Чили (до моста на форелевое озеро) на примыкании с юга крупного ручья. Там большая плоская долина представляет из себя сплошное болото. Местами обводнённое и глубокое с осокой и камышом, местами ковровое с мошным торфяным основанием. Специфический болотный запах кругом. На горе ехать не всегда получается из-за бокового уклона. Местами по болоту негде лебедиться, кое-где краем леса можно идти. Квадроциклы идут неплохо если не рвать верхний слой болота. После наших сибирских болот это болото для нас как развлечение. Вплоть до моста через реку Малая Чили продолжается болото. Проехать это участок болот вполне возможно и на подготовленном автомобиле, лучше на коротком, что-то типа TLC-70 или Suzuki Escudo, ну или УАЗ-469, но никак не TLC-80 и т.п. Если колёса размерностью 33х12,5R15 спускать "в ноль", то болото будет держать хорошо автомобиль весом в 1,5-2,0 тонны.
В 14:25 подъехали к мосту через реку. Мост сомнительный для проезда техники. Там за мостом где-то через 500 метров форелевое озеро, арендованное для завоза туристов. Но у нас нет времени туда заезжать, отдыхаем и обедаем, и в 15:45 ищем дорогу на юг в сторону Балыкчи. Чуть вернулись назад и свернули с дороги по которой подъезжали. Вроде бы небольшой прогал в лесу похож на старую дорогу. Возле реки неплохое место для стоянки. Проехали всего около 200 метров и упёрлись в скалу. Начали пешие поиски дороги. Поднялись на скалу, прошли дальше по навигатору около 1 км. Искали хоть какой-то намёк на останки дороги. Иногда казалось, что старая просека видна, но она бесследно исчезала в лесу. Пока двигались вдоль реки под ногами большие камни, между камнями грязь, много валежника, огромные поваленные кедры. За поворотом вдоль безымянного ручья общий уклон местности пошёл вверх и проявилась, как нам показалось, какая-то дорога, а точнее, просто деревья немного разошлись, как будто просека старая. Небольшая перспектива вверх придала уверенности, что движемся правильно. Вернулись к технике и начали думать, как двигаться дальше. Надо заметить, что для какого-либо автомобиля разумная возможность ехать дальше отсутствует из-за того, что скальный выступ можно объехать только круто забирая вверх на гору и затем спускаться под большим уклоном за скалой опять к реке и двигаться по валунам между часто стоящими деревьями, которые придётся пилить в больших количествах. Мы поочерёдно практически на руках протолкали квадроциклы вокруг скального уступа. Двое человек отвешивали квадроцикл, а ещё трое поддерживали его с другой стороны. Двигаться по горе невозможно, уклон увеличивается. Спустились к реке. Где-то пилили поваленные деревья. Как правило, это огромные кедры. Бензопилы очень быстро затупились на этих вековых дереьях. Старались по-возможности объезжать валежник. Камни, боковой уклон, грязь. Подошли к крутому подъему. Объезда не нашли, решено брать "в лоб". С разгону не получится заскочить - на камнях и корнях деревьев легко переворачивается квадроцикл. Залазием на лебёдках. Обнаруживается неисправность китайского квадроцикла - ручьём бежит антифриз из радиатора и "кипит" квадроцикл. Подливаем воду и движемся дальше. Опять бензопилы и топоры идут в ход. Уже вечер - 20:10, вот так от обеда мы за 4,5 часа прошли всего один километр. Нашли небольшой "пятак" сухого места с мелкой травой и встали на ночёвку.
Утром туман, дождя нет. После бурных ночных посиделок у костра собирались долго и готовы к выезду были только в 10:00. Выглянуло солнце, небо ясное, настроение отличное! Выехали из Иогача по дороге отсыпанной щебёнкой, ям и луж много. На неровностях дорожного покрытия растряслись увязанные на квадроциклах вещи. Несколько раз останавливались и поправляли поклажу. Но где-то через 10 км всё было надёжно закреплено и двигались без остановок. После пробега в 24 км от Иогача свернули с основной дороги. Немного проехав качество дороги ухудшилось, местами размывы от поднявшихся после дождя ручьёв. Поднявшись выше к перевалу дорога отличная. Порвался ремень вариатора на квадроцикле Polaris (Андрей), заменили быстро. Движемся дальше. По сторонам от дороги попадаются лесовозные дороги, иногда техника брошенная, самих лесорубов не видели. Ниже в верховье реки Самыш у дороги большая изба и сарай, жилое место, но хозяина не было дома. Через полкилометра нашли нужный нам свёрток на восток, время - 11:25. Основная дорога по-прежнему хорошего качества уходит дальше по реке Самыш, а мы сворачиваем и тут же попадаем на бездорожье. Настроение отличное - щебёнка достала и с удовольствием движемся по размытой ручьями грунтовой дорожке, уходящей круто вверх на гору. Для квадроцикла вполне проходимая дорога, но даже на подготовленном автомобиле в сырую погоду сложно будет здесь ехать. Подъём до перевала составил по протяжённости около 1,5 км. На перевале высота 1583 м. Дальше пологий небольшой спуск и по выезду из леса необычайной красоты луга с обилием цветов всевозможных оттенков. Дорожка ровная и вполне проезжая для автомобиля. Спускаемся к реке Арча. Избушка на дороге. До этого места на подготовленном автомобиле не составит особого труда доехать. Движемся дальше. Много ручьёв стекающих по склону прямо по траве и верховой грунт напитавшись воды легко проваливается. Но твёрдое каменистое основание неглубоко и иногда чуть буксонув техника легко уверенно движется на этом участке. Постоянно переезжаем вброд реку Арча и впадающие в неё ручьи. Иногда крутые берега, но проезжие и для автомобиля с лебёдкой. Постеменно попадаются небольшие заболоченные участки, дорога местами теряется. Иногда приходится разматывать лебёдку, но в целом неплохо идём. Если ехать на автомобиле, то здесь местами придётся поработать бензопилой. Однако основное болото начинается где-то за 2 км до реки Малая Чили (до моста на форелевое озеро) на примыкании с юга крупного ручья. Там большая плоская долина представляет из себя сплошное болото. Местами обводнённое и глубокое с осокой и камышом, местами ковровое с мошным торфяным основанием. Специфический болотный запах кругом. На горе ехать не всегда получается из-за бокового уклона. Местами по болоту негде лебедиться, кое-где краем леса можно идти. Квадроциклы идут неплохо если не рвать верхний слой болота. После наших сибирских болот это болото для нас как развлечение. Вплоть до моста через реку Малая Чили продолжается болото. Проехать это участок болот вполне возможно и на подготовленном автомобиле, лучше на коротком, что-то типа TLC-70 или Suzuki Escudo, ну или УАЗ-469, но никак не TLC-80 и т.п. Если колёса размерностью 33х12,5R15 спускать "в ноль", то болото будет держать хорошо автомобиль весом в 1,5-2,0 тонны.
В 14:25 подъехали к мосту через реку. Мост сомнительный для проезда техники. Там за мостом где-то через 500 метров форелевое озеро, арендованное для завоза туристов. Но у нас нет времени туда заезжать, отдыхаем и обедаем, и в 15:45 ищем дорогу на юг в сторону Балыкчи. Чуть вернулись назад и свернули с дороги по которой подъезжали. Вроде бы небольшой прогал в лесу похож на старую дорогу. Возле реки неплохое место для стоянки. Проехали всего около 200 метров и упёрлись в скалу. Начали пешие поиски дороги. Поднялись на скалу, прошли дальше по навигатору около 1 км. Искали хоть какой-то намёк на останки дороги. Иногда казалось, что старая просека видна, но она бесследно исчезала в лесу. Пока двигались вдоль реки под ногами большие камни, между камнями грязь, много валежника, огромные поваленные кедры. За поворотом вдоль безымянного ручья общий уклон местности пошёл вверх и проявилась, как нам показалось, какая-то дорога, а точнее, просто деревья немного разошлись, как будто просека старая. Небольшая перспектива вверх придала уверенности, что движемся правильно. Вернулись к технике и начали думать, как двигаться дальше. Надо заметить, что для какого-либо автомобиля разумная возможность ехать дальше отсутствует из-за того, что скальный выступ можно объехать только круто забирая вверх на гору и затем спускаться под большим уклоном за скалой опять к реке и двигаться по валунам между часто стоящими деревьями, которые придётся пилить в больших количествах. Мы поочерёдно практически на руках протолкали квадроциклы вокруг скального уступа. Двое человек отвешивали квадроцикл, а ещё трое поддерживали его с другой стороны. Двигаться по горе невозможно, уклон увеличивается. Спустились к реке. Где-то пилили поваленные деревья. Как правило, это огромные кедры. Бензопилы очень быстро затупились на этих вековых дереьях. Старались по-возможности объезжать валежник. Камни, боковой уклон, грязь. Подошли к крутому подъему. Объезда не нашли, решено брать "в лоб". С разгону не получится заскочить - на камнях и корнях деревьев легко переворачивается квадроцикл. Залазием на лебёдках. Обнаруживается неисправность китайского квадроцикла - ручьём бежит антифриз из радиатора и "кипит" квадроцикл. Подливаем воду и движемся дальше. Опять бензопилы и топоры идут в ход. Уже вечер - 20:10, вот так от обеда мы за 4,5 часа прошли всего один километр. Нашли небольшой "пятак" сухого места с мелкой травой и встали на ночёвку.
2-й день (27.06.2011)
Погода не подводит, как и вчера отличный солнечный день намечается. Вечером уставшие были и не замечали наличия комаров, а утром их было очень много. Для Алтая это непривычно. Проснулись рано. Позавтракав, проверили и обслужили технику. В "китайца" залили герметик и набрали воды в запас. Выдвинулись в 09:35. Вчера показалось, что нашли намёк на дорогу, но через 200 метров движения вдоль ручья все признаки старой дороги исчезли. Но деревья растут редко и поучатся неплохо двигаться объезжая поваленные деревья и большие камни. Постепенно увеличиваются углы подъема и бокового уклона. Никакой дороги нет и не было никогда здесь! Пешком находим нужные траектории, ориентируясь на перевал (1534 м). Упёрлись в крутой подъём, почти отвесный. С одной стороны скала, с другой ручей с каменистыми берегами. Пешком прошли все варианты подъёма и по навигатору перепад высот показал 60 метров. Нашли небольшой узкий гребень, где более пологий уклон. Первый квадроцикл затолкнули наверх с помощь лебёдки. Тормозились за деревья, перецепляли лебёдку и дальше поднимались. Долго получилось. Бензопилой немного подчистили прямую траекторию, сравняли склон и следующие квадроциклы поднимали по ускоренной схеме - цепляли альпинистскую верёвку и через блок трое человек подтягивали вверх квадроцикл, а остальные подстраховывали технику от переворотов. На пониженной передаче и при тяге трёх человек квадроцилы по очереди поднялись на нужную высоту. Дальше немного ровного участка через редкий кедровый лес по подстилке из мха. Прошли около 800 метров, боковой уклон стал критичным, впереди непреодолимый подъём вверх. Пешком отправились на разведку. Верхами пройти не получится - выше выходы скалы начинаются. Необходимо спускаться вниз к ручью, но там большие камни много поваленных деревьев. Прошли вверх по ручью, который постепенно затерялся в глубине горы. Ещё немного прошли и за поворотом вышли на мёртвое озерцо и крутой подъём на перевал. Подъём на перевал пугал своей сложностью - огромными камнями размером от до колена и до выше человеческого роста. Уже возникли сомнения, что мы сможем здесь проехать и "нужно ли нам это". Но поднялись на перевал и увидели красивую долину, уходящую вдаль ровным лугом. Уж очень захотелось по этой долине прокатиться и без сомнений решили ехать на штурм перевала. Вернулись к технике, спустили её к ручью и в 15:20 остановились на обед. С утра мы прошли чуть более двух километров. Проезд к перевалу оценивали как очень сложный и рассчитывали подняться на перевал хотя бы до наступлением темноты.
Дальнейшее движение продолжили в 16:15. Вдоль ручья на камнях почти полностью на руках протаскивали квадроциклы. Распилинные деревья подкладывали между камнями. Неспеша приловчились двигаться и в таких условиях. Вышли к озеру. Взялись за подъём на перевал. Местами внаглую штурмовали на лебёдке огромные отвесные камни. Кое-где строили из камней и распиленных деревьев мосты. Китайский квадроцикл от больших изгибающих нагрузок не выдержал и радиатор опять побежал ручьём. Преодолели мы этот перевал в 18:15, на удивление быстее чем предполагали. "С ветерком" рванули по долине. Но радость оказалось недолгой, через один километр от перевала луг закончился и перешёл в плотный лес. Продолжаем двигаться дальше постоянно преодолевая безымянные ручьи и небольшую реку Арта. Грунт мягкий и местами заболоченный. Ручьи промыли глубокие ямы и представляют собой серьёзные препятствия. На очередной каменисто-болотистом склоне перевернули вверх колёсами мой квадроцикл, но без последствий. Чуть позже Polaris завалился в ручье. По мере приближения к реке Большая Чили горы сходятся прижимая нас к реке Арта. Критичные боковые уклоны и каменистые выступы не дают двигаться дальше. Приходится на руках протаскивать каждый квадроцикл. Не доходя 500 метров до реки Большая Чили остановились. Очередной скальный спуск. Решили пройти пешком остаток пути до реки. Совсем плохая местность для движения техники. Вышли к реке в 21:20. Почти отвесный обрыв около 10 метров высотой. На лебёдках спустить квадроциклы можно. Река Большая Чили после дождей полноводная и с очень сильным течением. Вероятно, что варианты безопасно переправиться через реку найти можно. Но дальше за рекойтакие же труднопроходимые места и, естественно, никакой дороги не просматривается. До Балыкчи всего 21 километр и если бы там был спуск, то нужно идти туда, а так остаётся неизвестность куда дальше за рекой Ачелман двигаться. Решено, что для разведки маршрута Артыбаш-Балыкча со стороны Артыбаша (с севера) достаточно мы прошли, чтобы вполне понять местность и возможность её прохождения на квадроциклах.
Немного вернулись на более-менее ровную площадку. По пути на подъёме из ручья через зад перевернули Arctic Cat (Андрей). Какое-то время завести двигатель не могли. Но всё обошлось. Встали на ночёвку по темноте в 22:00.
Дальнейшее движение продолжили в 16:15. Вдоль ручья на камнях почти полностью на руках протаскивали квадроциклы. Распилинные деревья подкладывали между камнями. Неспеша приловчились двигаться и в таких условиях. Вышли к озеру. Взялись за подъём на перевал. Местами внаглую штурмовали на лебёдке огромные отвесные камни. Кое-где строили из камней и распиленных деревьев мосты. Китайский квадроцикл от больших изгибающих нагрузок не выдержал и радиатор опять побежал ручьём. Преодолели мы этот перевал в 18:15, на удивление быстее чем предполагали. "С ветерком" рванули по долине. Но радость оказалось недолгой, через один километр от перевала луг закончился и перешёл в плотный лес. Продолжаем двигаться дальше постоянно преодолевая безымянные ручьи и небольшую реку Арта. Грунт мягкий и местами заболоченный. Ручьи промыли глубокие ямы и представляют собой серьёзные препятствия. На очередной каменисто-болотистом склоне перевернули вверх колёсами мой квадроцикл, но без последствий. Чуть позже Polaris завалился в ручье. По мере приближения к реке Большая Чили горы сходятся прижимая нас к реке Арта. Критичные боковые уклоны и каменистые выступы не дают двигаться дальше. Приходится на руках протаскивать каждый квадроцикл. Не доходя 500 метров до реки Большая Чили остановились. Очередной скальный спуск. Решили пройти пешком остаток пути до реки. Совсем плохая местность для движения техники. Вышли к реке в 21:20. Почти отвесный обрыв около 10 метров высотой. На лебёдках спустить квадроциклы можно. Река Большая Чили после дождей полноводная и с очень сильным течением. Вероятно, что варианты безопасно переправиться через реку найти можно. Но дальше за рекойтакие же труднопроходимые места и, естественно, никакой дороги не просматривается. До Балыкчи всего 21 километр и если бы там был спуск, то нужно идти туда, а так остаётся неизвестность куда дальше за рекой Ачелман двигаться. Решено, что для разведки маршрута Артыбаш-Балыкча со стороны Артыбаша (с севера) достаточно мы прошли, чтобы вполне понять местность и возможность её прохождения на квадроциклах.
Немного вернулись на более-менее ровную площадку. По пути на подъёме из ручья через зад перевернули Arctic Cat (Андрей). Какое-то время завести двигатель не могли. Но всё обошлось. Встали на ночёвку по темноте в 22:00.
3-й день (28.06.2011)
Утром все мышцы болели. Усталось прошлого дня ощущалась во всём теле. Неспеша собрались и выдвинулись в обратный путь в 11:00. По уже проложенной нами дороге быстро двигались в обратном направлении. На перевале были 12:05. Не приходилось искать правильного пути, знали уже как и где надо ехать. Относительно легко шли по каменным глыбам. На крутом спуске придерживали на верёвке каждый квадроцикл и быстро спустили с горы. На обед остановились в 15:15 там, где ночевали первую ночь. Так тот участок пути, что мы вчера шли целый день, сегодня прошли за 4 часа. После обеда движение продолжалось также без особых сложностей, дорога везде была готова. На очередном крутом спуске технику страховали придерживая через буксировочный трос. Где-то на камнях положили на бок в грязь китайский квадроцикл. В остальном потихоньку двигались неплохо. Скальный выступ прошли по-очереди проталкивая каждый квадроцикл. Спустились к дороге и вышли на болота в 18:00. Обратной дорогой по болотам шли легко. Дальше вдоль реки и через перевал проехали быстро. Притормаживал только китайский квадроцикл (Алексей), в радиатор которого приходилось достаточно часто доливать по 1,0-1,5 литра воды. На щебёночную дорогу выехали в 19:50. Обнаружилась новая неисправность на "китайце" - свист какой-то при заглушенном двигателе. Не смогли найти причину и поехали дальше в направлении цивилизации. Чуть позже, когда хорошо запахло серной кислотой, стала ясна причина свиста - кипел аккумулятор. Откинули аккумулятор и на генераторе поехали. Выехали на основную дорогу Иогач-Обого в 21:00. Решили искать место для стоянки по пути в сторону Обого, с расчётом, чтобы завтра провести небольшую разведку маршрута в сторону долины семи озёр в верховьях рек Учал и Пыжа. Как оказалось, найти хорошее место для стоянки в этих местах сложно. Везде возле рек заболоченные берега, поросшие кустарником. Постепенно оглядывая окресности приехали в Обого. Там какой-то пацан с дедом со словами "вы находитесь на частной собственности" дали понять, что здесь не место для ночёвки. Хотя там ничего примечательного и нет, и места хорошего нет. Проехали дальше вплоть до слияния рек Пыжа и Учал. Начли какую-то грязную поляну и остановились на ночёвку в 22:55.
Движение по камням |
Движение по камням |
Спуск с перевала |
Форсирование мёртвого озера |
Вверх по склону |
Спуск с крутого участка |
Река Учал (в месте слияния с рекой Пыжа) |
Остов старого моста на реке Пыжа |
4-й день (29.06.2011)
Ночью и утром очень много мошки (гнуса), очень мелкая и везде залазит, не спасает никакой репелент. Место плохое, илистый берег, только на глубине в реке каменное дно. Пешком пошли на поиски брода через реку Пыжа, чтобы произвести разведку дороги вдоль реки Учал на юг в сторону долины семи озёр. Нашли брошенную со времён СССР базу геологов. Видно, что раньше крупная партия стояла, много строений. На реке останки моста, а точнее только стальной остов центральной опоры остался. Пешком перешли вброд, уровень воды чуть выше колена, но течение сбивает с ног. На дне крупные валуны. Но пройти вброд возможно. На противоположном берегу хорошо разработанный бульдозерами съезд к реке. Развилка дорог и широкая просека уходит в нужном нам направлении. На дороге старая колея от гусеничных вездеходом (судя по ширине колеи). Видимо, геологи проложили здесь дороги. На дороге молодая поросль берёз и осин. Никто этой дорогой давно не пользовался. Но насколько хватает видимости дорога уходит вдаль. Вернулись в лагерь. Начали разбираться с "китайцем", оказалось, что напряжение в сети на холостых оборотах составляет 21 Вольт, а при повышении оборотов доходит и до 30 Вольт. При этом двигатель глохнет. Видимо, какая-то защита по напряжению срабатывает. А мы вчера ещё очень удивлялись - как хорошо светят фары, как ксенон!? Но утром лампочки перегорели поочерёдно и грузить электрическую сеть стало нечем. Решили закончить наш маршрут и оставить дальнейшую разведку дорог на юг к долине семи озёр на будующее. Только по-быстрому проехали до Беловского кордона, глянули на красивые горные озёра. Дальше за кордоном много лесовозных дорог очень манили ехать продолжать маршрут, но решение принято и вернулись к нашему сломанному квадроциклу. Попытались на буксире тянуть квадроцикл, но дорога плохая и тяжело ведущему, очень большие рывковые нагрузки на квадроцикл. Бросили на дороге квадроцикл, оставили дежурного и двинулись в Иогач. В 16:45 были на базе.
Кто-то остался готовить ужин и наводить порядок в вещах, а я уехал на автомобиле спасать "китайца". Взял с собой аккумулятор 100 Ач с "восьмидесятки" и провода. По приезду откинули генератор на квадроцикле и подключили напрямую к сети привезённый аккумулятор, закрепив его на переднем багажнике. Самостоятельно квадроцикл доехал до база. Наша разведка маршрута по Западному берегу Телецкого озера благополучно закончилась.
Кто-то остался готовить ужин и наводить порядок в вещах, а я уехал на автомобиле спасать "китайца". Взял с собой аккумулятор 100 Ач с "восьмидесятки" и провода. По приезду откинули генератор на квадроцикле и подключили напрямую к сети привезённый аккумулятор, закрепив его на переднем багажнике. Самостоятельно квадроцикл доехал до база. Наша разведка маршрута по Западному берегу Телецкого озера благополучно закончилась.
Резюме
Часть маршрута Артыбаш-Балыкча (Иогач-Балыкча) разведана. Участок до реки Мал. Чили и, в том числе, до форелевого озера, вполне проходим для квадроциклов и для подготовленных внедорожников. Особенно интересен был участок от реки Мал. Чили до реки Бол. Чили. Этот участок технически сложен для квадроциклов и абсолютно непроходим (в разумных пределах) для автомобилей. Проход вброд реки Бол. Чили возможен. Дальнейшее продвижение по тайге представляется возможным для квадроциклов. Но дороги на Балыкчу там не было никогда! Только козлиные тропы.
В планах имеются мысли позже пройти на квадроциклах в долину семи озёр (в верховьях рек Пыжа и Учал) и оттуда проверить наличие проезда через перевал Кызылташ к Балыкче или, точнее, к реке Ачелман. В случае проходимости тех мест возможно замкнуть кольцом маршрут...
В планах имеются мысли позже пройти на квадроциклах в долину семи озёр (в верховьях рек Пыжа и Учал) и оттуда проверить наличие проезда через перевал Кызылташ к Балыкче или, точнее, к реке Ачелман. В случае проходимости тех мест возможно замкнуть кольцом маршрут...
Видео
Карта маршрута и путевые точки
Комментарии
Замеч ательная поездка вышла!
Я за 4 дня отдохнул так, как никогда не отдыхал за 4 прошедших года, несмотря на все перепитии с "китайцем".
Во -первых, радиатор у китайца был "леченный", а вот на камнях, ему действительно пришлось худо и радиатор дал течь. (ну ничего, новый уже у нас имеется - Китай рядом).
Одно я смею заметить, по проходимости по всей пересеченной местности, "китаец" не спасовал! Уверен, возражений не будет!
Сейчас китаец еще у "доктора" находится - что то дилер молчит, не говорит причину электронеисправ ности (перезаряд аккумулятора), изначально предположили что диодный мост сгорел, вот он и начал аккумулятор "шпарить"....
ПОЗР?ТР?ВНЫЙ ОТДЫХ получился!
Все м привет!
что касается маршрута Артыбаш-Балыкча , то в эти выходные (01 октября) мы на 6-ти квадроциклах 8 человек планируем поездку. на этот раз заходить будем с долины Семи озёр (с запада) в сторону реки Ачелман напротив Балыкчи...
А я НЕ СМОГУ принять участие во втором раунде экспедиции
ДРУЗЬЯ, искренне желаю всем удачно съездить в этот поход!
Блин, как жаль......
В вашем резюме первой разведки есть фраза:
" Этот участок технически сложен для квадроциклов и абсолютно непроходим (в разумных пределах) для автомобилей."
Что именно представляет сложность для прохода на дипах?
добрый день!
не смогли мы найти путей для техники. чуть позже в отчёте все подробно опишем...
пока только видео нобольшое слепили - www.youtube.com/watch?v=zZ3BarV7vlc&feature=player_detailpage
Цитирую Ivin:
в отчёте по первому дню я старался описать трудности, посмотрите внимательно. но повторю ещё - во-первых, скала высотой около 10 метров и обходить её только верхом где боковой уклон 45 град; во-вторых, много часторастущих вековых деревьев между которыми не протиснуться автомобилю; в-третьих, подъём не перевал засыпан камнями размером выше человеческого роста.
могу ещё по телефону разъяснить что-нибудь, звоните.